Лев готовится к прыжку
08-01-2018

Это уже не новость – но, может, кто-то из читателей моего блога ещё не в курсе, а информация наверняка заинтересует.

В ходе реставрации знаменитого кекушевского особняка (Остоженка, 21) была воссоздана фирменная «подпись» Л.Н. Кекушева – бронзовый лев, красовавшийся над щипцом главного фасада здания. 7 декабря 2017 года царя зверей установили на его законное место.

Отлитая в мастерских Строгановского училища скульптура была утрачена при невыясненных обстоятельствах в 1920–30 годах, но скоро мы сможем увидеть одно из самых оригинальных творений Льва Кекушева без потерь, нанесённых безжалостным ходом времени.

Процесс установки скульптуры был снят на видео сотрудниками ГлавУПДК (заказчик реставрации).

Скульптура Рудольфа Вейра

 

М.В. Нащокина в книге о Льве Кекушеве пишет: «Хотя бравая поза зверя, скорее всего, была архитектурной шуткой владельца, она прозрачно намекала на его положение и амбиции и, случайно или нет, очень походила на скульптуру Рудольфа Вейра, украшавшую плотину и шлюз в Нюссдорфе в Вене, построенные в 1894–98 годах по проекту знаменитого Отто Вагнера». В примечаниях автор указывает, что скульптура была довольно популярна в период модерна и неоднократно «вольно копировалась – например, на одном из доходных домов, выстроенных архитектором М.Эйзенштейном в Риге на ул. Альберта».

Парадная лестница.

Фото 2012 г. из книги М.В. Нащокиной «Московский архитектор Лев Кекушев»

 

Из утрат, понесённых особняком в ХХ веке, скульптура была далеко не единственной. Исчезли «коронообразное лепное завершение входного тамбура и козырёк над входом, лепнина в подоконных филёнках третьего этажа башни, орнаментальная тяга фасадного ризалита на уровне второго этажа, первоначальные устои ворот, отделка интерьеров. Цельность первоначального ансамбля, – пишет далее М.В. Нащокина, – нарушило также то, что изменилось колористическое решение здания. Лепные вставки, первоначально окрашенные тёмным цветом, прекрасно контрастировали со светлыми гладкими оштукатуренными оконными и дверными обрамлениями (в настоящее время покрыты с ними одной краской) и светлыми охристыми стенами». Но высокая квалификация специалистов, выполняющих реставрационные работы, позволяет надеяться на успех.

Из "Пояснительной записки" к Эскизному проекту реставрации:

Главным решением данного проекта является максимальное сохранение дошедшего до нас памятника и воссоздание памятника (фасадов и интерьеров) в полном объеме. До наших дней памятник дошел в виде, отличающемся от первоначального: частично утрачены декор фасада, венчающая скульптура льва, витраж зимнего сада; существенно изменились и объемно-планировочные решения всех этажей здания. Это произошло в связи с частой сменой владельцев и функций здания, каждый из которых «привнес что-то свое».

Открытка начала ХХ века

 

Если вы испытали желание пойти и полюбоваться особняком А.И. Кекушевой, я очень рад – но не спешите на Остоженку. Лев пока закрыт полиэтиленовой плёнкой, да и фасад завешен тканью…

Впереди у реставраторов ещё несколько месяцев кропотливой работы, любимой ими и очень важной для нас.

Пожелаем успеха мастерам и наберёмся терпения! ))

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Ищи ветра в
Ирина Луканова
ответить
Большое спасибо, Виктор, за этот мини видеосюжет и интересный и познавательный комментарий и дополнительную информацию. Конечно, подождем, а потом насладимся "львиной подписью" на знаменитом доме и, конечно же, в ходе Вашей экскурсии "В лабиринте пречистенских переулков". Ждем весны и льва во всей его красе.

Экскурсии будут весной, а насчёт льва не уверен. Без упаковки его увидим, возможно, только летом - если вообще не осенью.
Ирина Луканова
Ну, что же: столько ждали - ещё подождём. Главное, РЕЗУЛЬТАТ!
Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Ищи ветра в