Вчера, приехав на место сбора (заранее, как обычно), случайно встретил там коллегу с группой экскурсантов. Приветственно сделал ручкой, ну и пару минут послушал – интересно же, как и что поведает публике один из лучших мастеров нашего жанра про объект, о котором сам я буду рассказывать минут через 20.
Рассказано было хорошо. Правда, когда тема слегка ушла в сторону, памятник Александру Островскому нечаянно был превращён в памятник Николаю Островскому – но боже ты мой, в нашем ремесле и не такое бывает. Тонкость в том, что если контролируешь каждое своё слово, будешь тормозить и запинаться, мысленно вычёркивая слова и подбирая самый точный из синонимов, – а в устной речи делать этого ни в коем случае не нужно: даже не самое удачное слово, произнесённое с правильной интонацией и в нужном темпе, будет нормально воспринято аудиторией. И наоборот: грамматически безупречная фраза, составленная из абсолютно корректно подобранных слов, оставит слушателей равнодушными, если они в ней не будут чувствовать вашего личного отношения к предмету разговора.
Однако есть и оборотная сторона медали: когда язык свой отпускаешь, как коня на волю, он в излишней резвости может такого нагарцевать, что мама не горюй.
Вот, допустим, у меня самого вчера же (в рассказе о супругах Кувшинниковых):
– На известной картине Перова «Художники на привале»…
– Охотники!
– А я что сказал?
– «Художники».
– А, ну да, разумеется! Извините… Хотя «Художники на привале» – тоже зрелище было бы сильное. ))
А главный кайф нашего ремесла могут понять, наверное, только люди из актёрского цеха (и ещё музыканты, может быть).
Выступающие на сцене знают, каково это – быть со своими слушателями на одной волне. Тут уж не важно, они на тебя настроились или это ты сумел настроиться на них, но как только улавливаешь этот резонанс – всё, с этого момента работа превращается в наслаждение. Нужные слова приходят сами, импровизации получаются безукоризненно точными, шутки – неожиданными и тонкими. Замечаешь, что группа понемногу разрастается, потому что к ней начинают присоединяться прохожие…
В такие минуты чувствуешь себя сказочной Сиреной, околдовывающей своим голосом всех, кто её слышит. ))
Виктор, Ваши экскурсии, как и книги, безупречны. Обсуждение в стиле «между нами девочками» , так сказать , after party, пришло к единому выводу: у Вас потрясающий дар облекать мысли в единственно возможную стройненькую цепочку слов, красивых оборотов и точных формулировок. Вы , как будто, косичку заплетаете, слушаешь-оторваться невозможно. Даже тому дяденьке , негодующему по поводу постоянной (уже второй раз) клеветы на советскую власть, чего отродясь не было, даже если придираться, Вы ответили очень элегантно. Мой спич можно было бы заменить более короткой мыслью: Вы говорите- мы слушаем! Ирина и две Татьяны.
Ирина и две Татьяны! Я полностью с вами согласна. Только хочу добавить, что свою "безупречность" Виктор постоянно оттачивает - и это вызывает особое уважение.