Сейчас монтирую небольшое видео про Введенское кладбище. Ну и как обычно: не хватает парочки крупных планов, которые не снял в своё время – не сообразил, что такие наверняка пригодятся. (Век живи, век учись, дураком помрёшь. )))
Заменить стоп-кадром? А где ж его взять?.. Поискал, поспрошал – нету. Искать в Интернете – пустые хлопоты, всё равно нужного ракурса в хорошем разрешении не найти, не говоря уж о том, что это вообще «не наш путь».
Стало быть, придётся поехать и доснять… а почему бы и нет? Перфекционисту вроде меня (отбитому на всю голову) такой вариант никогда не покажется чем-то чрезмерным. Тем более что погода для съёмок вполне пригодная, и время свободное имеется.
Поехал, отснял. Иду к выходу. Навстречу – группа людей во главе с коллегой. Сергей Беляев – как он обычно делает в таких случаях – представляет меня своим экскурсантам как «одного из лучших экскурсоводов Москвы». Не отклоняя от себя «незаслуженное титло поэта» (но испытывая определённую неловкость от столь лестной оценки), кланяюсь и расшаркиваюсь.
А по дороге к метро всё думаю о неизвестном мне имени, замеченном сегодня на надгробии Феррейнов.
Там на бронзе медальона отчётливо читается: Lilli Wislicenus-Finzelberg – и больше всего это похоже на подпись скульптора. Кстати, почему так хорошо читается, я сообразил, вспомнив, как в сентябре в ходе съёмок повстречал там молодых реставраторов, пришедших в тот день на Введенское, чтобы отметить успешное окончание своих работ по Феррейну. Видимо, они-то и расчистили автограф исполнителя и сделали его заметным.
И мне стало интересно, кто же она, эта таинственная Лилли?
Про мавзолей Феррейнов я (как и многие, вероятно) знал, что это работа Ф. О. Шехтеля.
Ну, скульптурную часть выполнил, вероятнее всего, профессионал… и, возможно, по эскизу Шехтеля.
Оказалось – нет. В смысле: не по эскизу.
Портрет Лилли Финцельберг
работы Ганса Вислиценуса
Лилли Финцельберг родилась в 1872 году в Германии, в маленьком городке Андернах. Отец её был химиком, а дядя, Герман Вислиценус – художником. В семье дяди Лилли жила с девятилетнего возраста. Поскольку он и отец носили разные фамилии, можно предположить, что Вислиценус был братом матери, и если мать рано умерла, дядя Герман с женой предложили вдовцу взять девочку к себе в Дюссельдорф. В этой семье она и жила до 15 лет; возможно, и творческие способности Лилли открыла в себе под влиянием дяди Германа, а его сын Ганс станет для неё самым любимым человеком. В 1896 году они обвенчаются, и с этого времени она станет подписывать свои работы «Лилли Вислиценус-Финцельберг». (Когда у пары родится сын, они назовут его Ганс Герман; а когда юноша – как отец и дед – станет художником, ему свои работы придётся подписывать «Жан Висли», чтобы не возникла неизбежная путаница.)
Лили изучала скульптуру в Берлинском техническом университете у преподавателей Отто Гейера и Адольфа Яна.
Через отца она познакомилась с Отто фон Бисмарком, и когда Лили попросила канцлера позировать для создания бюста, тот любезно согласился. Молодая художница подарила Бисмарку свою работу «Мальчик-фермер с двумя цветочными горшками», и суровый старик разместил подарок на видном месте в своей приемной – значит, оценил высоко.
Впрочем, о творчестве Лилли Вислиценус-Финцельберг Википедия (даже немецкая) сообщает мало.
Лилли выставляла свои работы на Всемирной выставке в Чикаго – Колумбийской, как её называли, поскольку проводилась в 1893-м, в год 400-летия открытия Америки. Вряд ли её работы наделали много шума – там и без скульптур было чему удивляться: движущемуся тротуару и огромному колесу обозрения, электрическим чудесам Николы Тесла и прочим экспонатам, которые впоследствии наполнят собою Филадельфийский торговый музей, крупнейший в мире.
Тем не менее, работы Лилли Вислиценус-Финцельберг дошли до наших дней, их можно увидеть на сайтах аукционов антиквариата – и не только увидеть, но и купить.
Например, «Обнажённая Андромеда» ушла всего за 450 долларов, «Диана» оценивалась в 2500, а «Похищение Европы» – от 2000 до 4000 долларов.
В 1910 году Лилли создала свою, возможно, лучшую работу – композицию «Скорбящая», и не исключено, что работа выполнялась по заказу Владимира Карловича Феррейна.
На эту мысль наводит сходство двух женских профилей.
Ведь Феррейн, несомненно, предоставил скульптору фотографии покойной супруги – и если там были снимки, сделанные и в зрелом возрасте, и в молодости, то…
Да, меня эта история тоже чем-то зацепила, захотелось поделиться.