Ex ungue leonem pingere
По когтям узнают льва
(латинское выражение)
Автор этой постройки угадывается по почерку, не правда ли?.. Даже без маскаронов в виде львиных морд. ))
М.В. Нащокина в списке работ Льва Кекушева упоминает «проект доходного дома А.Ф. Франк, 1902. При участии С.С. Шуцмана. Москва, Уланский, 5».
Семейство Франков занималось в Петербурге стекольным бизнесом. Их предприятия выпускали оконные стекла разных цветов и стеклянные призмы «фальконье» (обычно ими закладывали оконные проёмы в ванных комнатах, в кладовках, на чёрных лестницах), стёкла с фактурной поверхностью, а также зеркальные и армированные проволочной сеткой, стёкла для картин и для очков, зеркала и фотографические пластины, толстое прочное стекло для корабельных и тротуарных иллюминаторов, а также декоративные изделия – от пасхальных яиц до мозаичных и живописных витражей.
Некоторые из этих работ каким-то чудом прошли сквозь все бури, прокатившиеся над нашей страной в ХХ веке, и можно их увидеть не только в петербургских парадных, но и, например, в Московской консерватории.
Первоначально в мастерской работали иностранные мастера на французском сырье, но к проектированию изделий привлекались русские художники и архитекторы. Периодически торговый дом «М. Франк и К°» устраивал творческие конкурсы, в которых принимали участие слушатели Академии художеств и студенты других учебных заведений. Молодёжи это давало возможность проявить себя и в случае успеха подзаработать, а Максимилиан и Адольф Леонтьевичи Франк тоже не оставались в накладе, получая интересные эскизы и перспективные идеи.
На фото: один из множества заказов, выполненных на заводе М.Л. Франка – оконный витраж особняка М.В. Зива (С-Пб, Рижский пр., 29)
Например, в 1887 году по предложению торгового дома «М. Эрленбах и К°» (где Максимилиан Франк являлся одним из совладельцев) был объявлен в С.-Петербургском Обществе архитекторов конкурс «на составление рисунка шлифованного или вытравленного на стекле украшения» в стиле итальянского возрождения XVI века. Первую премию получил архитектор Фёдор Чагин, вторую и третью – студенты института гражданских инженеров Лев Кекушев, Илларион Иванов-Шиц и Иосиф Падлевский. Интересно, что с последним Кекушев будет вынужден конкурировать, когда оба примут участие в конкурсе фасадов гостиницы «Метрополь», а со вторым его свяжут долгие дружеские отношения, даже в Москву из Петербурга Иванов-Шиц и Кекушев переберутся почти одновременно.
Но пока студенты ИГИ набираются опыта, в том числе и в работе с художественным стеклом, осваивают процессы травления и гравирования по стеклу, всевозможные комбинации этих техник, а также искусство изготовления витражей. Впоследствии эти знания пригодятся Кекушеву не только как зодчему, но и как преподавателю Строгановки и Императорского технического училища.
На фото Маргариты Фединой: один из витражей в гостинице «Метрополь», предположительно выполненный по эскизам Л.Н. Кекушева
Казалось бы, давние связи с торговым домом «М. Франк и К°» должны были упростить отношения Кекушева с этим заказчиком – но на практике получилось иначе. Детали неизвестны, однако дом Саблинского стекольного завода М. Франка в Уланском переулке строил не Лев Кекушев, а Василий Шауб. Попытаемся разобраться в этой истории.
Первое, что можно заметить, – дом по адресу Москва, Уланский пер., 5 был построен в 1902 году, а Саблинский стекольный завод строился в 1906–09 годах. Следовательно, права собственности на дом в Уланском принадлежали изначально не заводу, а Франкам.
Второе (что известно по косвенным свидетельствам) – по завершении Кекушевым проекта заказчик не приступил к постройке дома по причине каких-то финансовых затруднений. Когда ситуация выправилась, братья Франк вернулись к отложенному проекту, но строительство поручили другому архитектору.
Василий Васильевич (Вильгельм Иоганн Христиан) Шауб принадлежал к той же немецкой диаспоре, что и сами Франки; он перестраивал особняк и служебные флигели А.Л. Франка на 21-й линии Васильевского острова, и упомянутый Саблинский стекольный завод проектировать и строить тоже будет он.
Однако проект дома, выполненный Кекушевым в самые звёздные годы его карьеры, был слишком хорош для того, чтобы подвергаться каким-то переделкам (за исключением, быть может, планировочных решений).
Поэтому В.В. Шауб сохранил кекушевское цветовое решение фасадов: коричневая, салатовая и синяя плитки, ажурная ковка, изящный лепной фриз 4-го этажа.
После реконструкции в этом доме располагался бизнес-центр. Сейчас его выкупило ОАО "ЛУКОЙЛ" для своих офисов.
Что касается самого Шауба, то в Москве он строил мало, однако его работы заслуживают внимания: гостиница «Петергоф» на углу Воздвиженки и Моховой (1899–1901), доходный дом персидского подданного Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезарба, Старая Басманная улица, 15 корп. 1 (1902; впрочем, это копия петербургского проекта архитектора К. Э. Макензена) и дом Страхового общества «Жизнь» на углу Сретенского и Милютинского переулков.
Вот этот последний хочется показать, поскольку ни я, ни вы его никогда таким не видели (в 1930-е годы дом был перестроен так, что смотреть стало просто не на что).
Литература:
Княжицкая Т.В., Семенова А. Б. Стекольная империя Франков. // Немцы в России: российско-немецкий диалог. : Сборник статей / Отв. ред. Г. И. Смагина. — СПб: "Дмитрий Буланин", 2001. — С. 67-77. — ISBN 5-86007-294-5.
Есть такой замысел. ))
А сколько ещё БУДЕТ потеряно!.. (( впрочем, лучше об этом не думать.