Приглашаю вас погулять по Введенскому некрополю.
Казалось бы, странная идея: кладбище – разве это место для прогулок?.. Представьте себе, да.
Место погребения действует угнетающе, когда приходишь туда хоронить близкого человека. А в других случаях ощущаешь умиротворение и лёгкую печаль, причём даже с некой примесью оптимизма. Прочтёшь на надгробии «вы в гостях, а я уже дома» и невольно подумаешь «вы все уже там, а я-то ещё здесь, в этом лучшем из миров».
Кстати говоря, некрополь – это тоже в определённом смысле особый мир.
Практически парк, только трусцой никто не бегает и дети не верещат, слышны лишь птичьи голоса да шелест листвы.
Практически Музеон, только денег за вход не берут, а скульптуры хотя и печальные, но некоторые исполнены на таком уровне, что хоть в музей.
Ну и практически это царство мёртвых, только не Харон перевозит тебя «в один конец», а сам гуляешь сколько вздумается и возвращаешься когда пожелаешь, и будь ты хоть трижды Орфей – оглядываться не запрещено.
Коллекционер сюжетов вроде меня, бродя между надгробий и читая надписи, втайне надеется отыскать что-нибудь необычное – и порой находит. Иногда мало кому известное, а порой неведомое разве что мне самому… но и в этом случае, поверьте, вспышка озарения бывает ничуть не менее яркой. Что Софья Парнок была очень близкой подругой Цветаевой, я знал, а вот кому известно, что именно ей Марина посвятила строки
«В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чьё сердце – Ваше ли, моё ли
Летело вскачь?»
Со своими друзьями-экскурсантами я как-то уже гулял по старому кладбищу Донского монастыря. Похоже, на очереди Введенское. Сейчас уже холодно, а вот весной (тем более что пробивающаяся между надгробий первая травка всегда смотрится очень жизнеутверждающе)) непременно предложу вам разделить со мной это удовольствие (Е.Б.Ж., как оговаривался в подобных случаях Лео Толстой).
Возьмём с собой коньячку и малость закусить, и побродим.
Расскажу про организатора ГУЛАГа и про спасителя Дрезденской галереи, про создавшего русский футбол немца и про итальянца, мечтавшего, «чтобы красные самолёты летали лучше чёрных».
Возможно, когда-нибудь стану водить туда и за деньги – но только в формате индивидуальной экскурсии. Не то чтобы сборная экскурсия на кладбище представлялась мне чем-то неделикатным, но лично мне в такой ситуации было бы немного некомфортно.
Или, скажем так, непривычно. Впрочем, опыт – дело наживное. ))
И последнее.
Бродя по Введенскому под сентябрьским листопадом, я наснимал изрядное количество видео и вволю повозился с ним, сделав в итоге 15-минутный фильм. Там нет ни единого слова, только музыка. Прелестная фортепианная фантазия Моцарта в исполнении Гленна Гульда.
Мне это виделось только так и никак иначе, хотя я понимал, что авторские права на эту фонограмму принадлежат не мне, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Соответственно, разместить данное видео на youtu.be невозможно.
Ну и ничего страшного, буду сам себе Ютуб. ))
Или - как говорят "наши восточные партнёры" вместо ЕБЖ - иншалла. ))
Добрый вечер, Раиса! Не знаю. В зависимости от замысла и от того, какого рода помощь может потребоваться. Пишите, звоните, разберёмся. )