Ещё один экспонат Музея Ленина, сподвигнувший меня на биографические изыскания.
В.С. Сварог. Штаб Октября (Смольный в Октябре)
1935. Холст, масло
Будущий художник родился в г. Старая Русса Новгородской губернии в семье Корочкиных – крестьянина Семёна и прачки Ольги. Мальчик, названный Василием, уже в ранние годы проявлял художественные способности. Заметивший их учитель рисования Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый подросток смог получить художественное образование. Тринадцатилетний Вася поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге и успешно закончил его через четыре года.
Однокурсники вспоминали, перед очередным экзаменом он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» – божество в мифологии западных славян. «Ну, наш Вася пошел фантазировать – намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении – лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: "Корочкин, в зеркало ты, что ли, смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож". С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом».
Он так привык к этому прозвищу, что с какого-то момента оно заменило ему фамилию, доставшуюся от родителей – тем более что и звучало куда более презентабельно.
И. Е. Репин. Портрет художника В.С. Сварога
1915. Холст, масло
В 1915 году Василий познакомился с Юрием Репиным и написал его портрет, который очень понравился отцу, Илье Репину. Это позволило молодому художнику сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах. В 1916 году по рекомендации И.Е. Репина Сварог вступил в Товарищество передвижников и начал выставлять свои работы на передвижных выставках.
«Гитара могла стать основной профессией Сварога: он играл не только в домашнем кругу, но и в публичных концертах и в 1907–1908 годах даже совершал концертное турне. Мало того – Сварог был автором многочисленных оригинальных сочинений для гитары и аранжировок русских народных песен. После него осталась обширная рукописная нотная библиотека для гитары».
Из книги О. Леонидова "В.С. Сварог" (Москва – Ленинград, 1950 год)
Василий Сварог был знаком с Сергеем Есениным. По некоторым свидетельствам, они планировали совместные выступления. Но не суждено было Сварогу аккомпанировать на гитаре есенинской декламации… Впрочем, раз уж он оказался в гостинице «Англетер» в роковую ночь 28 декабря 1925 года и попал в номер Есенина в тот момент, когда тело вынимали из петли, художник не упустил случая сделать карандашные рисунки. Сейчас они хранятся в Московском государственном музее С.А. Есенина.
Вообще, Сварог умел не только запечатлеть событие, свидетелем которого довелось ему стать, но и найти правильное место в жизни, дававшее возможность и видеть, и реализовать свои таланты так, чтобы не прозябать в безвестности.
В 1929 году он перебрался в Москву, где создал десятки огромных полотен с изображением вождей революции, которые принесли ему официальное признание и материальное благополучие. Когда Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства, именно Сварог был назначен её руководителем. Подавая пример своим подчинённым, Василий Семёнович стал одним из летописцев сталинского времени: «Взятие Зимнего», «Встреча челюскинцев на Красной площади», «Товарищи К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА», «Волховстрой», «Шлюпочный поход жён командиров»…
В.С. Сварог. Клим Ворошилов на манёврах
Художественный дар у Сварога, несомненно, был. Возможности «плыть против течения», разумеется, не было: диктатура пролетариата – это вам не Барбизон. Так что художник разыграл выпавшие ему карты максимально удачным образом, наследие оставил большое и довольно интересное не только для земляков, но и просто для любителей изобразительного искусства.
Ознакомиться можно, например,
Оценок не навязываю, но свои ощущения всё-таки выражу (а что, зря писал, что ли?))
Очень профессионально сделано, даже талантливо, без преувеличения… но – не гениально. Как Мордюкова в каком-то фильме сказала Ульянову: «Хороший ты мужик, но – не орёл!»
Возвращаясь в Москву из эвакуации в октябре 1942 года, с чемоданами в руках переходя пути на Самаркандском вокзале, Сварог споткнулся и упал, ударившись левым виском об рельс. В тяжёлом состоянии Василий Семёнович был доставлен в Москву 10 октября. Он поправился, но вернуться к живописи уже не смог.
Словно по какому-то странному договору с Судьбой, срок его жизни истёк 31 декабря 1946 года.
Какое время, такие и песни...