Фанатом группы «King Crimson» я никогда не был, но вот эту композицию очень люблю.
Есть в ней что-то загадочное. Первая треть этой вещи всегда казалась мне совершенно изумительной, а всё остальное – не то чтобы лишним, или неудачным, или непостижимым… но для меня каким-то чуждым. (Впрочем, я и джаз способен воспринимать только в самых простых его образцах, так где уж мне вкурить джаз-рок фьюжн? ))
Sundown dazzling day
Gold through my eyes
But my eyes turned within only see
Starless and bible black
Old friend charity
Cruel twisted smile
But the smile signals emptiness for me
Starless and bible black
Ice blue silver sky
Fades into grey
To a grey hope that oh yearns to be
Starless and bible black
Странный текст. Слова вполне знакомые, а смысл ухватить непросто.
А самое главное – есть что-то завораживающее в самом звучании. Кроме «электроскрипки, пропущенной через дисторшн» (не знаю, что это такое, но внушает почтение)), музыканты использовали меллотрон.
Этот электромеханический музыкальный инструмент был разработан в Англии в начале 1960-х годов. Глядя из наших дней, можно разве что улыбнуться при виде подобного агрегата. Поистине, устройство в стиле стимпанк. Процитирую Википедию:
«Каждая клавиша меллотрона соединена со своим собственным лентопротяжным механизмом, через каждый из которых пропущена магнитная лента с записью соответствующей ноты. При нажатии на клавишу начинается воспроизведение соответствующей ленты. При отпускании клавиши лента перематывается на начало простым пружинным механизмом. Время звучания каждой ленты – около восьми секунд.
Ленты меллотрона имеют по три-четыре дорожки, между которыми можно переключаться, передвигая считывающую головку поперёк ленты. Также они могут иметь несколько банков звуков, записанных вдоль ленты друг за другом, между ними также можно переключаться при помощи селектора на передней панели.
Меллотрон нуждается в регулярной чистке головок и прижимных роликов, регулировке положения головок и их размагничивании, а также в уходе за возвратными пружинами, обеспечивающими перемотку лент на начало после отжатия клавиш. Владельцам меллотронов приходится либо платить немалые деньги за регулярное обслуживание своих инструментов, либо обучаться этому самим. Однако, лёгкая расстроенность играет немаловажную роль в формировании "фирменного" звучания меллотрона».
Очень капризный и к тому же довольно тяжёлый инструмент был вытеснен более надёжными и портативными синтезаторами и семплерами уже в 80-е годы – но всё же успел оставить свой след в истории музыки.
Меллотрон использовали The Beatles (Strawberry Fields Forever, Magical Mystery Tour), Led Zeppelin (в студийных записях редко, но на концертах с его помощью воспроизводили струнные аранжировки в «Kashmir» и ансамбль флейт в «Stairway To Heaven»), а также The Rolling Stones и Genesis, Tom Waits и Yes (впрочем, Рик Уэйкман, взбешённый постоянными проблемами меллотрона с настройкой и лентами, два своих инструмента модели M400 взял, да и сжёг).
Тем не менее, синтезаторы так и не смогли полностью заменить меллотрон с его специфическим звучанием, и в 1990-е годы инструмент вновь вошёл в моду. Его использовали такие исполнители, как Arch Enemy, Marillion, The Smashing Pumpkins, Oasis, Tori Amos, Spock's Beard, Lenny Kravitz, The Flower Kings, Nine Inch Nails, Muse, Pearl Jam, Red Hot Chili Peppers, Radiohead, South, Porcupine Tree, Opeth. Было возобновлено производство меллотронов и даже выпущено несколько новых моделей, а также отреставрировано много старых инструментов.
Безусловной классикой меллотрона считаются альбомы «King Crimson» 70-х годов. Будучи профаном в музыке, я воздержусь от рассказа об этой группе – просто вернусь к тому, с чего начал, к «Starless and Bible Black».
Название восходит к первой главе из Книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» – причём аллюзия не прямая, а опосредованная, через радиопьесу Дилана Томаса «Под сенью молочного леса» (Under Milk Wood, (1954). Там в прологе сказано так: «Начнём с самого начала. Весна, безлунная ночь в небольшом городке – беззвёздная, как библейская тьма…»
Впрочем, Билл Бруфорд, ударник группы, имел манеру ради прикола перефразировать названия альбомов. Starless And Bible Black он называл Braless and Slightly Slack (Без лифчика и слегка расхлябанная))).
С ударниками у «King Crimson» вообще интересно. Ну вот на концерте какой группы вы можете увидеть на сцене сразу трёх барабанщиков?
Странные ребята. Но интересные. Думаю, что надо мне вслушаться в них…
Так я же и говорю, это вкурить надо. Не так-то просто въехать. ))
На то она и психоделика! После вискаря идёт хорошо (а по накурке, вероятно, ещё лучше)))