Музыка есть таинственная арифметика души;
она вычисляет, сама того не подозревая.
Готфрид Лейбниц
Бытует мнение, что музыкальная гармония подчинена математическим законам. Ещё Пифагор (а он ведь был не только философом, но и математиком, и теоретиком музыки) считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Многие полагают, что Иоганн Себастьян Бах очень «математичен» в своих фугах, да и других произведениях.
Математики, со своей стороны, тоже пытались разобраться в этом вопросе. Например, Леонард Эйлер в 1727 году написал «Диссертацию о звуке». Цитата: «Моей конечной целью в этом труде было то, что я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований всё, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков». В наши дни американский физик и информатик Даглас Роберт Хофштадтер в своей книге «Гёдель, Эшер, Бах» провёл и проанализировал параллели между картинами Эшера, музыкой Баха и математическими законами, сформулированными логиком Гёделем.
В общем, тема интересная и пока до конца не раскрытая – быть может, вообще неисчерпаемая.
Но поскольку музыка – это сочетание звуков, а сам по себе звук – не что иное, как физическое явление, вполне поддающееся исследованию, музыка может быть проанализирована подобно любому акустическому процессу. Каждая нота, как звук определённой частоты и длительности, имеет совершенно чёткие математические характеристики. А если так, то и любое число может быть «озвучено». Например, всем известное со школы число π – математическая постоянная, равная отношению длины окружности к её диаметру.
Собственно, всё, что мы про это число помним (кроме 3,14)), это что «его десятичное представление никогда не заканчивается».
Ну и замечательно! Чем не партитура бесконечной симфонии?..
Насколько я в состоянии перевести, числа были превращены в ноты по следующему принципу:
Числа от 0 до 9 распределяются на 10 нот (2 октавы пентатонического лада от Ми-мажор)
Длительность звучания уменьшается по мере увеличения числа.
Первое число определяет ноту.
Следующее число определяет её длительность, а идущее вслед за ним – интонацию.
У меня припасено ещё несколько музыкальных видео, - надеюсь, что они тоже смогут доставить удовольствие, когда придёт их время. ))
Обещать не стану (что-то обленился я, не пишется). А вот новые экскурсии уже на подходе.