Как выражались латиняне, жизнь коротка, искусство вечно.
Может, и так – но не в Москве. У нас тут жизнь искусства коротка. Короче, чем период полураспада натрия (а это 15 часов, если не ошибаюсь).
Кому как, а для меня граффити – это искусство. Там есть вещи гениальные и есть бездарные, есть конъюнктура и мейнстрим, есть вещи «на грани» и даже за гранью.
Специфика граффити как вида искусства в том, что на эти произведения авторское право теоретически ещё может распространяться, а вот с правами собственности – проблема: слой высохшей краски вряд ли можно воспринимать как объект собственности, а вот стена, этой краской покрытая, художнику уж точно не принадлежит.
Граффити и ничейное, и «всехнее» одновременно; в этом его сила и в этом же его ахиллесова пята.
Вопрос, охранять ли стены и заборы от художников (и закрашивать ли, если не удалось уберечь их девственную нетронутость)), по идее должен находиться в компетенции собственника. Если его эстетическое чувство будет оскорблено или раздражено, он распорядится замазать, если придётся по вкусу – не тронет. Вкусом он может обладать каким угодно, но тут хотя бы какое-никакое естественное право.
А в нашей богоспасаемой стране это уже вопрос Административного кодекса. Насколько я понимаю, с этой точки зрения, любое «несогласованное» изображение является актом вандализма и потому должно быть устранено путём закрашивания.
Чем являются изображения согласованные, можно не пояснять – в большинстве случаев они выполнены в целях госпропаганды и к искусству отношения не имеют. Зато они-то мозолить нам глаза могут годами…
Ну, нет, он-то точно не отвеселился. Разве что на отдельно взятой Бронной. )) Я постепенно прихожу для себя к выводу, что хотя его и нет (в смысле религиозном), но в смысле этическом он есть. Равно как и в художественном смысле.
Я тоже имела в виду отдельно взятую Бронную. А так... ещё очень много "замочных скважин" осталось... )))