По местам боевой славы
06-02-2017

В Швейцарию Дмитрий Тугаринов приехал по своим делам – и в краю альпийских лугов и заснеженных перевалов с удивлением узнал, что Суворов там популярен едва ли не больше, чем в России.

Собственно, а что удивительного? Швейцарцы уже много веков не воюют, а тут по их территории прошёл (причём не в качестве завоевателя) прославленный полководец, за всю жизнь не потерпевший ни одного поражения. Легендарный переход суворовских войск через Альпы вызывал восхищение местных жителей вне зависимости от их традиционного нейтралитета.

А поскольку приближался 200-летний юбилей произошедшего в 1799 году события, коммуна Сен-Готарда к идее установки памятника отнеслась с большим интересом, тем более что скульптор взялся создать памятник без всякой оплаты.

Первоначальный эскиз представлял собой батальную композицию – но такое художественное решение воспринималось бы как милитаристское, а ведь в Швейцарии пропаганда войны под запретом. Более того, на территории Швейцарии закон запрещает устанавливать памятники военным и иностранцам, так что для Суворова пришлось сделать двойное исключение, причём дважды: в 1999 году на перевале Сен-Готард, а в 2001-м на перевале Паникс.

Первый памятник установлен без постамента, прямо на скале. Скульптор изображает полководца в момент наивысшего душевного и физического напряжения. Всадник направляет своего коня вслед за проводником-горцем. Угадывается и другой смысл – Суворова ведет сама судьба, а проводник и есть ее посланник. Характерен жест Александра Суворова, кажется, несовместимый с монументальной пластикой, – он крестится, благодарит Провидение.

Швейцарцам памятник понравился (иначе до второго монумента дело бы не дошло), а вот у наших сограждан памятник вызвал неоднозначную реакцию – очень уж не похож был на хрестоматийный образ генералиссимуса.

«Но я хотел показать не столько военный гений Суворова, сколько его повседневные человеческие черты. Это мое видение, кстати, основанное на документальном материале», – говорит художник.

По воспоминаниям современников, Александр Васильевич не то чтобы в жизни был каким-то фриком, но почудить себе позволял изрядно; так что определённая степень экстравагантности была ему присуща. Создавая свой образ полководца, Тугаринов сделал акцент на мимике, и в лице Суворова проступили черты то ли Щелкунчика, то ли Стойкого оловянного солдатика. Получилась проекция литературного портрета на облик исторического героя.

Иллюстрации с сайта dmitrytugarinov.ru

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Чем богаты, тем и
Комментариев пока нет