«Молодые модники ходили зимою в белых шляпах и при самых бледных лучах солнца спешили открыть зонтики; светские кавалеры тех времён носили из трико в обтяжку брюки и гусарские с кисточками сапожки; жабо у них было пышное, шляпа горшком, на фраках – ясные золотые пуговицы, воротники в аршин. У часов висели огромные печати на цепочках, у других виднелись небольшие серьги в ушах, обычай носить серьги в ушах у мужчин явился с Кавказа, от грузин и армян, нередко тоже протыкали уши мальчикам, по суеверию, от некоторых болезней.
Мода на серьги особенно процветала у военных людей в кавалерийских полках, и трудно поверить, что гусары прежних лет, "собутыльники лихие", все следовали этой женской моде, и не только офицеры, но и солдаты носили серьги. Первый восстал на эту моду генерал Кульнев, командир Павлоградского гусарского полка. Он издал приказ, чтобы все серьги из ушей были принесены к нему. Уверяют, что известная пословица "для милого дружка и серёжка из ушка", придумана в то время солдатами».
Ну и раз уж зашла речь о серьге в мужском ухе, надо бы разобраться с этой темой.
У древних египтян и ассирийцев серьга обозначала высокое положение в обществе. В Древней Греции серьгу носили мужчины, зарабатывавшие проституцией, а в Римской империи – рабы.
В средневековой Европе, где католическая церковь в XIII веке запретила изменять тело, сотворённое «по образу и подобию», нарушать этот запрет позволяли себе разве что люди, оказавшиеся «за гранью» – воры, пираты или цыгане. Впрочем, когда такие украшения вошли в моду при дворе Генриха III Валуа, носившего в правом ухе грушевидную жемчужину, церковные иерархи предпочли о запрещении королю не напоминать.
Носили серьгу не только в качестве украшения – в каждой культуре она имела свой смысл. Например, цыгане в качестве талисмана продевали серьгу в ухо мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка. Воры ношением серьги демонстрировали свою принадлежность к «отверженным», а заодно и презрение к церковному суду. В ухе пирата серьга появлялась после взятия на абордаж корабля, как трофей. Подобно золотым цепям на бычьих шеях «братков», для джентльмена удачи золотая серьга в ухе являлась своего рода неприкосновенным запасом «на крайний случай», могущий возникнуть при первом же неожиданном повороте судьбы.
Те из матросов, кто под Весёлым Роджером в море не ходил, серьги тоже носили – но, естественно, не золотые, а всего лишь надраенные медяшки. Однако и это были знаки почёта, полагавшиеся тому, кто пересёк экватор. Особенной удачей считалось пересечь его в точке начала отсчета широты и долготы – в нулевом градусе, то есть в том уникальном месте на планете, которое у моряков называется «центром Земли» или «золотой точкой». Существует легенда, что в эпоху парусного флота такие счастливчики получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабачках, положив ноги на стол.
Казаки в Российской империи манеру носить серьги позаимствовали у соседних народов, но смысл в эту традицию вкладывали уже свой собственный. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери, в правом – младший сын в семье (по обычаю, заботиться о стариках-родителях полагалось именно ему), а в обоих ушах серьги носил тот, кто остался последним мужчиной в роду. Серьги служили не только оберегом для воина, но и напоминанием для его командира – на самые опасные дела посылать, если есть выбор, кого-то другого.
Ну, а в наши дни серьга в правом ухе мужчины обычно означает принадлежность к сексуальному меньшинству (а в левом, соответственно, к большинству). Впрочем, тут я могу и ошибаться – не настолько я любопытен, чтобы приставать с неуместными вопросами. ))
Иллюстрации:
Яков Петрович Кульнев. Портрет мастерской Джорджа Доу
Генрих III Валуа. Портрет работы Франсуа Клуэ