На колёсах. Сокольники
25-09-2019

Пока было тепло, успел на свежеподаренном скутере покататься по приятным местам.

О некоторых собираюсь рассказать, но сначала хочу поделиться ощущениями.

Даже когда не по асфальту катишь, как по маслу, а по мэрской плитке едешь с характерным звуком кбдк-кбдк-кбдк, всё равно доставляет удовольствие сам процесс движения на хорошей скорости. Чувствуешь себя практически всадником:

И мы несемся

Вдаль и вширь

Под лязганье копыт;

Над нами реет

Нетопырь,

И вслед

Сова кричит...

И нам не страшен

Дьявол сам,

Когда пред черным днем

Он молча

Бродит по лесам

С коптящим фонарем...

И графство задрожит, когда,

Лесной взметая прах,

Из лесу вылетит беда

На взмыленных конях!..

(Эдуард Багрицкий))

Первым местечком, куда я наведался (выбрав, что поближе), стали Сокольники.

Сначала пошарил по Викимапии – что там есть для меня интересного. Была вроде бы заброшенная дача не то наркома, не то какого-то высокопоставленного и вовремярасстрелянного чекиста.

И память меня не подвела, нашёлся соответствующий объект.

Фото: Генри Сара, 1926

Главный дом усадьбы купца 1-й гильдии П. В. Цигеля был построен в 1915–1917 годах архитектором С. Я. Айзиковичем. В конце 1930-х усадьбу перестроили для товарища Берии – говорят, в этот самый загородный дом привозил он своих любовниц и красивых женщин, которые попадались наркому госбезопасности во время его поездок по Москве.

(Правда оно или нет – да чёрт же его знает, но репутация такая штука, что если она подмочена, то уже не высушишь, а пятна крови тем более не отстираешь. Это примерно как с нынешними кремлёвскими: про любого без исключения скажи, что он ворюга – и ни единая душа не подумает, что беднягу оклеветали.)

Но вернёмся к нашему дачнику. В чувстве стиля Лаврентию Палычу не откажешь: из просторных и комфортабельных дач дореволюционной постройки он выбрал то, что ближе всего было к так называемому «сталинскому ампиру» – неоклассицизм, а не какой-то там классово чуждый модерн. )) Впрочем, Берия знал «что почём», он ведь в молодости – по не очень достоверной информации – учился на архитектора.

Когда ситуация в верхах изменилась («оказался наш отец не отцом, а сукою»), заодно и Берию изобличили как шпиёна и по такому случаю ликвидировали. Его загородная резиденция стала медицинским учреждением. В отличие от начальника гэбухи, врачи Детской клиники костно-суставного туберкулеза им. Т. П. Краснобаева репутацию имели безупречную, и по воспоминаниям тех, кто там лечился и стараниями медперсонала дожил до зрелого возраста, нас с вами так лечить никто не будет, даже не надейтесь.

Фото: Генри Сара, 1926

(Кстати, Генри Сара посещал СССР в 1920-х годах, и если снимок атрибутирован

правильно, то версия про дачу Лаврентия Палыча не подтверждается.)

 

Но снова изменились времена, клинику перевели в Ленинград (а недолеченных детей выписали по месту жительства), и особняк в сокольническом парке заняло ВПТО «Видеофильм». В 1990-е годы здесь дублировались (не обязательно гнусавым голосом, в основном с участием профессиональных актёров) зарубежные фильмы, а в одноэтажном здании бывших конюшен разместилась студия звукозаписи, где свои альбомы записывали Цой и Кинчев, Галанин и Шевчук.

Потом мир в очередной раз изменился: на смену VHS пришло DVD, а раскрутившиеся музыканты стали записываться за рубежом. С исчезновением производителей видеоконтента здание было заброшено на некоторое время, хотя и охранялось. Видимо, только потому оно и не погибло – а может, наоборот: только потому объект и взяли под охрану, что на него снова положили глаз «искусствоведы в штатском».

Фото из домашнего архива Виктора Лукашевича

 

Несомненно, именно для них была проведена реконструкция усадьбы, очень качественная и дорогостоящая. Оформление ограды в маскировочном стиле показывает лучше любой таблички и вывески, чьи это там ушки торчат из-за забора.

Если бы не самокат, с которым таскаться сквозь кусты затруднительно, попробовал бы поискать оставшийся от мифического Берии секретный подземный выход. Молва гласит, что где-то в паре сотен метров за домом есть круглый холмик с двумя заваленными всяким мусором подземными лестницами, вроде входа в подвал.

Впрочем, по нынешним временам наверняка там нет никаких мусоров, а норка облагорожена и охраняют её ребята в камуфляже.

Тем не менее, совсем невдалеке одна заброшка всё-таки нашлась. На снимке – башня зимнего сада бывшей усадьбы купца Лямина.

История этого владения вкратце такова. Участок № 21 в казённой Сокольничьей роще был приобретён в 1860 году потомственным почетным гражданином, купцом 1-й гильдии Иваном Артемьевичем Ляминым (1822–1894) для постройки летней усадьбы. В его семье тогда было уже пятеро детей, так что место было выбрано правильное с экологической точки зрения.

Вообще-то Лямин проявлял заботу не только о собственных детях. Избранный в 1871 году на должность городского головы, Иван Артемьевич уделял много внимания развитию образования и культуры. В 1871–1872 гг. были открыты пять городских училищ для мальчиков. Лямин входил в состав Комитета по устройству Политехнического музея и много сил приложил для его открытия. При своей фабрике в Яхроме Лямин построил школу на 350 учеников и больницу для рабочих, одну из лучших в Московской губернии.

После революции дачу Ляминых превратили в «Лесную школу» на 75 человек – санаторий для больных детей. Сделано это было по инициативе Крупской, и Надежда Константиновна даже жила здесь с декабря 1918 по февраль 1919, что послужило для Ленина поводом приехать сюда к детям на новогоднюю ёлку.
Санаторий работал до 1965 года; потом дачу занимали ясли расположенной неподалёку обувной фабрики «Красный богатырь». Ещё задолго до того, как обувное производство склеило ласты, строения в Сокольниках пришли в упадок, и в 1972 году территорию передали Центральной библиотеке им. Н. А. Некрасова, администрация которой всё привела в порядок.

А в новые времена вместо библиотеки здесь разместилась негосударственная школа-пансион «Гимназия Мыслитель». В главном здании существует мемориальная комната первых владельцев Ляминых. Интересно, как отнёсся бы Иван Артемьевич к стоимости обучения (250000 – 385000 руб. в год)? Как купец-предприниматель, одобрил, или как общественный деятель, осудил?
Не знаю. Но состояние зимнего сада ему бы вряд ли понравилось.

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: На безрыбье и рак
Ирина Луканова
ответить
Как всегда, очень интересно и легко написано: приятно читать. Спасибо, Виктор! Вы с Вашим двухколёсным другом просто молодцы! Только вот по кустам он ездить не хочет))) Надо бы Вам завести себе оруженосца (скутероносца), чтобы он "машину" сторожил, пока вы "исследованиями" занимаетесь. )))

...или приобрести настоящего коня. Причём такого, чтоб он сам о себе заботился. Как Карагёз у Казбича. ))
Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: На безрыбье и рак