Одна из московских легенд (2)
15-01-2017

Доходный дом Анны Тимофеевны Филатовой, всей Москве известный как «дом с рыцарями», когда-то украшали четыре латника, но продержаться до наших дней удалось лишь двоим. Третий рыцарь погиб в ночь с 23 на 24 июля 1941 года, сброшенный наземь взрывной волной от немецкой бомбы, попавшей в здание Театра имени Вахтангова. Четвёртого, судя по всему, сняли с его законного места, чтобы не нарушал симметрии.

Дом с рыцарями спроектировал и построил в 1912 году архитектор Валентин Дубовской при участии Н.А. Архипова. Здание задумывалось как «элитное жильё» для самой респектабельной московской публики. В соответствии с её представлениями о престижности и комфорте вестибюли дома были украшены роскошными зеркалами и витражами, к дверям квартир вели широкие мраморные лестницы с дубовыми перилами. В доме располагались детский сад и даже гимназия. После революции здание заселили номенклатурными работниками, многие из которых впоследствии были расстреляны. В частности, сюда переместили из Кремля Григория Зиновьева, и отсюда же его забрали сотрудники НКВД.

Что ещё интересного можно сказать об этом доме?

Здесь в подъезде на широком подоконнике иногда находил ночлег актёр Иннокентий Смоктуновский, приехавший в 1955 году в столицу и никому в ней тогда не нужный. Сюда переехал Дом актёра после того, как в 1990 году сгорело старое здание на Пушкинской площади. А ещё дом с рыцарями иногда принимают за Дом Драмлита, ведь он такой же пафосный, и к тому же расположен как раз там, где пролетала Маргарита.

(Вообще-то всем известно, что дом для драматургов и литераторов был построен в 1935–1937 годах в Лаврушинском переулке, рядом с Третьяковской галереей, – громадный, с отделанными чёрным мрамором входами в подъезды и вполне соответствующий описанию в романе. Именно в том доме, кстати говоря, проживал драматург, журналист и критик Осаф Литовский, ставший одним из прототипов критика Латунского.)

Выше я позволил себе привести цитату из собственной книги «По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты». Но вот какое дело – похоже, охранявшие дом рыцари никаких потерь от бомбёжки не понесли. Миф это. И приходится мне самого себя опровергать. (Шизофрения, как и было сказано.))

На сайте pastvu.com есть фото довоенного периода, где доходный дом Филатовой снят со стороны Смоленской площади, и отчётливо видно, что на фасаде вместо рыцарей – окна, как и сейчас. Никакая бомба не в состоянии уничтожить то, чего никогда не существовало.

Собственно говоря, ещё в начале ХХ века архитекторы отказались от традиции делать фасады симметричными, так что ничего необычного в таком решении нет. Однако если известный своим пристрастием к теме рыцарства и средневековья Валентин Дубовской украсил статуями не два угла дома, а только один, такой экономности в декоре могло быть вполне рациональное объяснение. Например, инсоляция, то есть поток прямого солнечного света, сквозь оконные проёмы попадающего в помещение.

Фасад дома Филатовой вдоль Арбата выходит почти точно на север, то есть в эти окна прямые солнечные лучи не попадают – только отражённый свет. Ко времени постройки «дома с рыцарями» со стороны Арбатской площади уже стояли или строились здания в 4-5 этажей (доходный дом и гостиница Я.М. Толстого, доходный дом А.С. Щепотьевой и С.Е. Трындина), которые заслоняли рассветные лучи, а к полудню сместившееся к югу солнце лишь наискось освещало бы восточную стену дома. А вот во второй половине дня солнце до заката озаряет западную стену даже и в наши дни, поскольку конец Арбата застроен домами в основном невысокими – или, по крайней мере, так оно было в 1912–1914 годах, когда Дубовской занимался своим проектом.

Этими или какими-то иными соображениями руководствовался архитектор, с уверенностью сказать невозможно, однако историю о погибшем при бомбёжке рыцаре в любом случае приходится признать легендой.

Робот на это вряд ли способен, а вы без труда сможете закончить фразу: Милости прошу к нашему
Комментариев пока нет